Официальный сайт ПФК "Юнит" Самара сделать стартовойНаписать письмо администратору
ГлавнаяКомандаОбщениеИсторияТрибунаСезонЧтивоМедиаМагазинСсылки

НОВОСТИ ФУТБОЛА
Футбол в России
Футбол зарубежом
Англия
Германия
Испания
Бразилия
Футбол в Самаре

ИЗВЕСТНЫЕ ФУТБОЛЬН. КЛУБЫ
Barcelona
Milan
Manchester Utd
Juventus
Spartak
Dinamo-Kiev
Liverpool
Arsenal
Lokomotiv
Bavariay
CSKA
Ajax
Real-Madrid
Fiorentina
Roma
Valencia
Dinamo(Moskva)
Sevilla
Schahter
Borussia-Dortmund
Zenit

ТРЕНЕРАМ.
Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства
 
КНИГИ ПО ФУТБОЛУ
книги рекомендуем
книги для всех
книги связанне с футболом
настольная литература




Интересные статьи
'Футбол в Самаре больше, чем
'Юнит' прервал серию неудач
'Юнит-2' укрепляет лидерство
Динамовцы наказывали 'Юнит' со стандартов
И эту команду 'Юнит' едва не выбил из Кубка?
'Юнит' - сильнейший в двух возрастах
Болельщики увидели новичков в деле
Юнит Самара - Столица Москва - 1:1 (0:1)
Такого не ожидал никто
Второй круг «Юнит» начал с победы
Кубок города - у «Юнита»
Слабый финиш первого круга
Вышел в свет первый справочник ПФК «Юнит»
«Волга» не могла не выиграть на «Волге»
Крупная гостевая победа «Юнита»

 

Новости Английского футбола

«Арсенал» не заинтересован в Манджукиче 





Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов
Факторная структура успешного ведения игровой деятельности футболистами разной квалификации

    Данная составляющая рассматривается первой с целью выявления приоритетных направлений в УТП. Футболисту требуется разносторонняя подготовка. Учебный план должен охватывать все стороны деятельности спортсмена, желательно в тех пропорциях, в которых они оказывают влияние на эффективность игровой деятельности у футболистов высокой квалификации. Если не знать точно, какой из видов подготовки имеет большее влияние на спортивный результат, эффективное почасовое распределение учебного материала не представляется возможным. К тому же представляет интерес сравнение факторов, влияющих на спортивный результат у детей, юношей и взрослых.
    Несмотря на дефицит материала в исследованиях этого направления, представляем общую структуру спортивного успеха по данным, полученным известным тренером К.А. Шперлингом, Д.В. Рыбиным, а также автором этой книги.
    8-10 лет (ГНП, 1-3-й год обучения):
    - физическая подготовка и техническая подготовка;
    - физическое развитие;
    - тактическая подготовка (ориентировочный компонент игровой деятельности). 11-14 лет (УТГ, 1-4-й год обучения):
    - физическая подготовка;
    - физическое развитие;
    - техническая подготовка;
    - тактическая подготовка.
    - Футболисты-мастера (высшая лига):
    - технико-тактическая подготовка;
    - физическая подготовка;
    - физическое развитие.
    Исследования К.А. Шперлинга (1976) были проведены в начале 1970-х годов, тридцать лет назад, но выявленная факторная структура спортивного успеха, несмотря на отдаленный по времени срок, сохраняется и по сей день. Далее, при рассмотрении модельных характеристик видно, что структура ТТД футболистов высокой квалификации на протяжении последних шестнадцати лет хоть и претерпела изменения, но их нельзя считать существенными.
    Применение большой группы тестов не оставляет сомнения в глубине проведенного исследования. Для оценки физической подготовки применялись 9 тестов (в том числе пять беговых: 20; 30; 60; 300 м и челночный бег), для оценки технической подготовки - 5 тестов, психологическая часть тестирования включала исследование оперативного мышления и перцептивные функции (свойства внимания). Выявленные статистически значимые факторы как у детей на момент начала занятий (мы обозначили этот период как ГНП), так и у высококвалифицированных футболистов охватывали более 70% дисперсии первичных признаков. Это говорит о широком охвате разносторонней деятельности футболиста.
    Выявляется различное влияние факторов на спортивный результат на разных стадиях подготовки. Конкретизируя общую структуру, отметим следующее.
    На этапе ГНП.Ведущие в структуре - физическая и техническая подготовка, которые тесно связаны между собой: комплекс физических качеств и показатели техники и координации (30,5%), референтная роль - скоростно-силовые качества и показатели специальной координации. Фактор физического развития (17%) достаточно весом, но все же он по значимости только второй. Далее - фактор скорости и скоростной выносливости (12,3%), где центральное место - стартовая скорость. Тактический компонент (11,2%) в этом возрасте разобщен, обособлен от моторного потенциала и решающего значения в эффективности игровой деятельности не имеет.
    Выводы, полученные Д.В. Рыбиным (2001) на основе факторного анализа, проведенного с начинающими футболистами 10-ти лет (после двухгодичного обучения), в целом не противоречат изложенному выше. Наиболее важные факторы, определяющие достижения высоких результатов юными футболистами на начальных этапах обучения, следующие:
    • 29% - техническая подготовленность;
    • 21% - морфофункциональные возможности (12% - функциональные возможности и 9% - физические возможности); ведущие показатели: рост, вес, ЖЕЛ, артериальное давление;
    • 15% - физическая одаренность; ведущие показатели: прыжок с места, удар на дальность.
    На практике данные выводы проявляются следующим образом. Преимущество получает тот, кто смог быстрее своих сверстников овладеть необходимым минимумом технических приемов. Этому ученику доверяют больше играть и команда первоначально строится вокруг таких начинающих футболистов, они в игровой обстановке выглядят предпочтительнее своих товарищей, более рослых и мощных, но не освоивших технические приемы.
    На этапе УТГ. В исследованиях, проведенных в середине 1980-х годов автором этой книги, в качестве частной задачи было выявление факторной структуры эффективности игровой деятельности футболистов 10-12-летнего возраста. Для решения этой задачи был проведен факторный анализ по 39 показателям, которые отражают достаточно полно многообразие деятельности юных футболистов. Тестирование включало 10 показателей физической подготовки, которые проводились и оценивались по методике В.Г. Макаренко (1985), 5 тестов по технической подготовке, количество и надежность выполнения ТТД в официальных играх. Были взяты показатели физического развития (рост стоя, вес, становая сила, ЖЕЛ) и учтен ориентировочный компонент игровой деятельности с оценкой оперативного мышления, скорости приема и переработки информации и свойств внимания. При этом анализе были выделены 7 факторов, в совокупности охватывающие 75,7% дисперсии выборки.
    В первый фактор (23,4%) вошли все показатели физической подготовленности, наиболее значимые - скорость бега, скоростная и общая выносливость.
    Второй фактор (14,5%) отражает уровень физического развития. Самый значимый здесь показатель - рост стоя. Эти два фактора можно признать ведущими в структуре.
    Третий фактор (11,75%) отражает надежность ТТД в игровой деятельности, основное - точность выполнения общего количества передач в процессе игр.
    В остальные факторы вошли показатели, характеризующие возможности игроков в сфере интеллекта, свойств внимания и специальной ловкости.
    На основании полученных результатов было сделано заключение о ведущей роли физической подготовки и физического развития. На данном этапе подготовки технико-тактический компонент не является решающим фактором, влияющим на спортивный результат. Наше заключение подтверждают данные К.А. Шперлинга в исследовании структурных показателей у подростков и ряд других работ [1; 6; 23; 65; 66]. В спортивных играх наблюдаются похожие закономерности [39;40; 53; 100; 119].
    Данные выводы подтверждает практика - наиболее яркие проявления наблюдаются на играх первенства г. Москвы. Далее, раскрывая четвертый фактор (данные срочной информации), этот злободневный вопрос будет подробно нами рассматриваться - будет дан анализ игровой деятельности юных футболистов и возможные пути преодоления сложившихся негативных тенденций. Сейчас же подчеркнем безусловный приоритет мощных и сильных в физическом плане игроков, которые приобрели к этому времени элементарное техническое оснащение, и их преимущество над более техничными и сообразительными, но не окрепшими сверстниками.
    На этапе спортивного совершенствования.В результате исследований К.А. Шпер-линга выявилось 3 фактора (73% общей дисперсии выборки). В первый фактор (41,3%) вошли показатели двигательных и психических качеств, непосредственно связанных с технико-тактическим мастерством и эффективностью игровой деятельности:
    - двигательные показатели, преимущественно определяющие уровень технических возможностей;
    - ориентировочный компонент игрового действия;
    Второй фактор (20,1%) составил комплекс скоростно-силовых качеств. Третий фактор (12%) содержит:
    - комплекс психических качеств в сфере сенсомоторики;
    - показатели, характеризующие физическое развитие.
    Как видно, наибольший вклад дают первые два фактора, что позволяет считать их наиболее существенными. В результате спортивный успех достигается за счет технико-тактических возможностей и моторный компонент направлен на их реализацию.
    Надо констатировать, что не только в футболе имеет место возрастная подвижка факторов, обуславливающих спортивный результат. В спортивных играх наблюдаются похожие закономерности. В работе С.А. Самойлова (1989) выявлена статистически достоверная взаимосвязь эффективности соревновательной деятельности и психологических характеристик хоккеистов высшей квалификации. В то же время морфофункциональные характеристики в большинстве случаев имеют несущественные статистические взаимосвязи.
    Хотелось в связи с данной информацией отметить следующее. В последнее десятилетие многие эксперты отмечают возросшую роль физической подготовки. Наблюдается увеличение плотности игры, что значительно сокращает свободное пространство для выполнения ТТД и время на принятие решений. Несомненно, за прошедшее время игра стала более контактной. Когда мы будем рассматривать второй фактор и анализировать игровую деятельность футболистов высокой квалификации (модельные характеристики высококвалифицированных футболистов), то будем наблюдать стабильные тенденции. Это дает нам право рассматривать приведенную факторную структуру как ведущий аргумент при многолетнем планировании УТП и распределении учебных часов.
    К сожалению, в структуре не рассматривается психологический фактор, затрагивающий сферу психологии личности, весомый на этапе спортивного совершенствования, и фактор, который можно было бы назвать командной тактикой. Эти показатели просто не были рассмотрены и проанализированы. Интересно, что при опросе тренеров-преподавателей о факторной структуре эффективности игровой деятельности, большинство из них отмечают, что фактор психологической подготовки в структуре необходимо учитывать, при этом они ставят его по значимости ниже основных показателей во всех возрастных группах.
    В целом анкетирование тренеров выявило отсутствие консолидированного мнения о влиянии различных видов подготовки на спортивный результат. Даже в одной спортивной школе наблюдается несовпадение взглядов. Проще говоря, основной тренерский состав не владеет информацией по этому вопросу. Но бывают и исключения. В свое время ЗМС В.Б. Бубукин, работая в ЦСКАТ и проводя УТП с юными армейцами, четко определил место каждой составляющей в факторной структуре эффективности игровой деятельности на различных этапах подготовки.
    Приведу коллективное мнение двадцати тренеров-преподавателей СДЮШОР «Шинник» (г. Ярославль), полученное в ходе проведения семинара в 2004 г.
    8-10лет (ГНП):
    - техническая подготовка и физическое развитие;
    - физическая подготовка;
    - тактическая подготовка (ориентировочный компонент игровой деятельности).
    11-14лет(УТГ): - физическая подготовка и техническая подготовка;
    - тактическая подготовка;
    - физическое развитие.
    - Футболисты-мастера (высшая лига):
    v - тактическая подготовка;
    - техническая подготовка;
    - физическая подготовка;
    - физическое развитие.
    Как видно из приведенной структуры, мнение тренеров совпадает с экспериментальными данными, в частности, по высококвалифицированным и начинающим футболистам, но есть и серьезные различия по юношам. Безусловно, значение ориентировочного компонента у юношей возрастает с каждым годом. Вероятно, в период с 15 до 17 лет, по завершению полового созревания, факторная структура меняется в пользу технико-тактического компонента. Однако до 13-14 лет на фоне акселерации решающим остается фактор физической подготовки и физического развития. Неслучайно наибольший отсев из УТГ наблюдается как раз в возрасте 14 лет (до 20%).
    Очень важно применение изложенного материала на практике и его использование при планировании УТП и распределении тренировочных часов по видам подготовки. Если программа не сориентирована на факторную структуру игровой деятельности высококвалифицированных футболистов, невозможно получить требуемый результат.
    Как же в программе реализуется основная задача по подготовке футбольных резервов и какое ее приоритетное направление? Чтобы это выяснить, мы провели расчет по распределению учебных часов по видам подготовки в процентном соотношении.
    Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о приоритете ТТП на всем протяжении обучения. Очевидно отсутствие противоречий между ведущими компонентами факторной структуры спортивного успеха высокой квалификации и учебной программы. Это значит, что форма построения многолетнего УТП в целом верна. Следовательно, выполнение программы привело бы к положительному конечному результату - подготовке квалифицированного резерва.
    Однако команды мастеров ощущают дефицит одаренных футболистов. Выпускники спортивных школ ограничены в технико-тактических возможностях.

Распределение учебных часов по видам подготовки в процентах (программа 1981 г.)


 

 

© 2006 Официальный сайт ПФК "Юнит" Самара. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.